Революция русского дизайна LADA. Новый концепт LADA Vesta WTCC «забросил наживку» на сезон серии 2015 года.

1416872665_autosport

 

В октябре текущего года сложилась благоприятная симметрия усилий для команды LADA Sport, участвующей в серии WTCC. Пока Роб Хафф своим прорывом на подиум в Термасе, на аргентинском этапе WTCC, переписывал мнения скептиков, британский шеф-дизайнер компании Стив Маттин наносил завершающие штрихи к концепту Vesta WTCC, радикальный отход от привычного дизайна в котором со стороны русского производителя буквально ослепил наблюдателей на открытии Московского международного салона.

Концепт LADA Vesta WTCC – это первый продукт, рожденный в результате усиления присутствия LADA в WTCC и одновременно тизер гоночного автомобиля, предполагающий принести надежды LADA в серии на ближайшие 3 года. Экс-чемпион мира Роб Хафф превзошел сам себя в Южной Америке одержав уверенную первую победу уже на следующем этапе на трассе Goldenport в Китае. При этом ограничения, присущие LADA Granta остались очевидными. Дивиденды в Китае стали возможны благодаря героическим летним усилиям команды Виктора Шаповалова по перенастройке передней подвеске, подрамника и внедрению эффективных мер по экономии веса. Но ключевые недостатки LADA Granta из-за своего малого размера, аэродинамической неэффективности могут быть решены только в полностью новой модели.

Мы действительно довольны работой, которую проделала команда с первой половины сезона до второй — говорит еще один пилот команды Джеймс Томпсон – Это было нелегко из-за требований календаря, частично из-за длинных перегонов на этапы, но благодаря честной борьбе Роб смог бороться с кем угодно и когда угодно.

Томпсон присоединился к Хаффу и Маттину на этапе Московского международного салона для премьерного показа концепта LADA Vesta WTCC и сохраняет максимум энтузиазма в своих мыслях относительно 2015 года:

Следующий год станет тем, над чем мы работаем с 2009 года, на полностью новой платформе машины, — говорит он – путь, которым мы идем к этому совершенно непохож на других и это фантастика! Стив Маттин настоящий фанат туринговых машин, а президент АВТОВАЗа Бу Андерссон стремится иметь гоночную родословную у LADA. Они оба искренне увлечены идеей. Каждое видео, которое они запускали на автошоу в Москве демонстрировало сначала новый автомобиль, а затем новый гоночный автомобиль. И все время в таком духе 50 на 50. Это то, что мы ждем.

С удлиненной колесной базой и увеличенной резиной Vesta должна больше чем Granta подходить для туринговых гонок, равно как и из-за предусмотренных для чемпионата более широких колесных арок.

Каждый думает с этой точки зрения, что Веста должна быть намного лучше, чем предшественница – говорит Маттин, — мы общаемся с пилотами (а прежде чем начать процесс, мы дали им предварительный эскиз), они уже «оседлали Луну» и не могут дождаться момента, когда же сядут за руль. Они крайне взволнованы и ждут, когда смогут участвовать в процессе. Бу поддерживает нас на 100%, что очевидно здорово.

Работая над Vesta WTCC Concept, Маттин установил тесные связи с LADA Sport. Отчасти из-за того, что новый гоночный автомобиль отправится покорять трассы за 6 месяцев до того, как будет представлен серийный «гражданский» автомобиль и потому будет играть значительную роль в маркетинге. Дорожная версия Vesta преимущественно сосредоточена на плотном российском рынке.

Мы работаем с LADA Sport все больше и больше, – поясняет Маттин, — по мере того как они больше вовлечены в проект и делают варианты. Важно, что они делают это не только сами, что теперь у нас есть сильная стратегия для принятия совместных решений. Мы приступаем к гонкам в апреле следующего года, так что это будет до запуска серийного автомобиля. Поэтому очень важно, чтобы с точки зрения продвижения эта машина оставила сильную зрительную связь с прототипом WTCC. Мы работали над рисунком концепта и также были заняты его дизайном. Мы сказали себе: «если мы показываем концепт серийного автомобиля, почему бы нам не показать наше намерение относительно того, как бы мог выглядеть в то же время и гоночный концепт, что помогает продвижению Vesta».

Маттин утверждает, что финальный гоночный автомобиль вряд ли будет отличаться от представленных на фотографиях в журнале:

У нас было несколько встреч с LADA Sport. Одна из них была посвящена пониманию аэродинамики, с учетом технического регламента, норм и правил. Конечно, мы не придерживались правил на 100% — это же концепт. У нас была некая свобода, так как мы делали концепты, просто для улучшения внешнего вида. Например, заднему спойлеру мы придали вид, который вряд ли может быть использован в гоночном автомобиле: вместо того, чтобы оставить его прямым, мы придали ему немного кривизны. Но он на 95% соответствует регламенту, потому что мы хотели сделать нечто действительно реалистичное.

Растущее влияние со стороны Альянса Renault-Nissan на LADA повлияло отчасти на назначение директором по дизайну Маттина, бывшего резидента Volvo и Mercedes. За увеличением акцента на дизайне и сосредоточенности на гоночной программе стоит изменение управленческих процессов на громадном заводе в Тольятти.

Я нахожусь тут в значительной мере благодаря знающим людям из Renault, таким как глава по дизайну. – объясняет Маттин – Успех LADA очень важен для Renault-Nissan и для нас. Одна вещь, которую многие люди не понимают: то, что на заводе в Тольятти, на единственном заводе в мире, мы выпускаем 4 бренда: LADA, Renault, Nissan и Datsun.

Ожидается более активное участие Renault и Nissan, чем сейчас. Они инвестируют деньги и для них очень важно, чтобы продукты и люди, ответственные за процессы принятия решений были правильными.

Это одна из причин почему меня привели в компанию. Они знали, что большим шагом вперед был требуемый дизайн. Дизайн набрал силу за три года, пока я здесь, он получил намного больше уважения и ответственности в этой компании. У нас произошел большой поворот в управлении, я бы сказал, что я один из немногих в верхнем звене управления, который пока еще на своем месте.

Маттин создает дизайн-студию-сателлит в Москве и делит свою рабочую неделю между 4 днями в LADA-City в Тольятти и по крайней мере одним днем в Москве. Начальная фаза работы над концептом Vesta WTCC была вынесена в Москву перед тем, как переместиться в Тольятти. На московскую студию была возложена часть творческого процесса, чтобы справиться с нагрузкой в создании множества принципиально новых моделей.

Я думаю, это фантастическая возможность и мы сделали шаг на ступеньку вверх. Это трудная задача, потому что мы приходим в новое окружение, мы работаем с новой культурой и компанией, которая возможно не так совершенна и развита, как те, откуда я пришел. Ты имеешь затраты и технические ограничения, поэтому мы говорим о том, как сделать автомобили дешевле. Говоря о серийной Vesta, они обсуждают стартовую цену в 400 000 рублей, что меньше 8 000 фунтов стерлингов. Это реально дешевый автомобиль по сравнению с обычными, но мы пытаемся сделать решительный шаг вперед. Многие компании разрабатывая дизайн автомобиля планируют эволюционные шаги. А это настоящая революция дизайна в мире LADA. Все, что мы делаем сегодня никогда не делалось в прошлом. Vesta базируется на полностью новой платформе, которая была разработана для этого автомобиля. Так что это гигантский шаг вперед в этом отношении, очень современный и очень гладкий.

Подход «с чистого листа» был применен Маттином из-за слабого дизайнерского наследия LADA.

Я думал, что мы можем сделать, для того чтобы переопределить бренд LADA? Как мы можем создать новое лицо? Для меня всегда важна начальная точка, и мы посмотрели в «автомобильный букварь». Мы поняли, какие бренды выглядят очень понятно, а какие нет. Работая над этим мы пришли к идее Икс-графики спереди и сзади. Мы сказали: «не у кого нет Икс-графики, сочетающейся с объемом и графикой фар, решеткой и нижними воздухозаборниками, подчеркнутыми Икс-лезвиями с другой стороны». И когда к нам пришла эта идея, она дала нам большую гибкость в работе над различными линиями машины, и которая идеально подходит гоночному автомобилю. Потому что мы применяем очень характерную жирную графику на передке.

У вас эта черная графика и желтый спонсорский фон: это позволяет нам придать очень характерный и очень агрессивный внешний вид передней части, для начала это столь важно.

Вот так выглядит автомобиль, а каковы ожидаемые показатели на 2015 год? Оценка автомобиля, который не построен звучит может быть глупо, а задача сделалась сложнее, после того как стало известно о планах Honda и Citroen об усовершенствовании своих автомобилей, но Томпсон уверен, что повторения борьбы за готовность автомобиля в срок, как это происходило в завершившемся сезоне с LADA Granta, подготовленном по спецификациям класса TC1 WTCC.

В этом году мы сделали великолепную работу только для того, чтобы стоять на стартовой решетке, но мы с этим управились – говорит Томпсон – пришел Citroen и сделал потрясающую работу; подготовка, расписание, логистика и тестирование по календарю – все. Они сделали все, что можно было ожидать и доминировали. Становится немного труднее. Четкий разрыв между Citroen и чем-либо еще. Я думаю, что в LADA знают, что такое для нас прогресс и как это правильно сделать. Так что для начала гоночный автомобиль и дорожная версия идут рука-об-руку. Есть значительное изменение в пути, по которому мы идем, действительно во всем. Разница как между мелом и сыром. Мы уже знаем, что надо сейчас делать. В январе мы начинаем тесты.

Гоночный инженер Дэвид Скотт добавляет:

Я не уверен, что кто-то официально заявит, что LADA составит серьезную конкуренцию Citroen в следующем сезоне, но с новым автомобилем, я представляю, что целью будут Chevrolet и Honda.

Экс-чемпион мира Роб Хафф был достаточно смел, когда выразил желание завоевать второй титул чемпиона WTCC, подписывая контракт с LADA в 2014 году. Гоночные мотивации для его перемещения на тот момент вызывали больше вопросов, но решение оказывается может быть мудрым. Отчеты из Макао показывают, что технический партнер ORECA делает многообещающие исследовательские шаги по переработке двигателя.

ORECA не строит полностью новый двигатель, но можно говорить о глубокой модификации – поясняет Виктор Шаповалов – конечно аэродинамика завершенного автомобиля будет отличаться от того автомобиля, который вы видели на Московском международном салоне-2014, так как это был шоу-кар. Это будет близко, хотя, и с большой разницей, чем сейчас. По сравнению с Granta это будет большой шаг.

Шаповалов разделяет мысли Томпсона относительно сезона 2015 года, но в равной степени не хотел бы прогнозировать конкурентный порядок:

Это было бы довольно смутное предположение, но мы взволнованы предстоящим 2015 годом. Vesta будет большим шагом по сравнению с Granta, но это мы сможем узнать только после нескольких гонок. Наибольшая проблема сейчас – это время. У нас его будет не так много для тестов, но и в течение года мы будем прогрессировать. Сама стартовая точка будет совершенно отличаться от той, где мы были до этого сезона.


Перевод с английского Юрий Ефимов

Источник: autosport.com