Разработана бензоэлектирческая Лада Гранта с прицелом на гибридизацию Лады Весты

Бензоэлектрическая Гранта разработана по госконтракту с прицелом на гибридизацию Лады Весты и Лады С-класса.

Под капотом — бензиновый турбомотор 1.4, в трансмиссии — электродвигатель, в багажнике — литий-ионная батарея… Перед вами — седан ВАЗ-21904, гибридная Лада Гранта. Сейчас на АвтоВАЗе идут испытания сразу четырех подобных гибридомобилей с тремя вариантами силовых установок.

Это — плоды работы по госконтракту, который АвтоВАЗ заключил с Минпромторгом. Весной 2012 года министерство объявило тендер на разработку сразу нескольких гибридомобилей. Право получить полмиллиарда рублей на создание гибридного трехосного грузовика завоевал КАМАЗ, а вазовцы выиграли госконтракт на гибридный автомобиль В-класса. Это те же 500 миллионов руб­лей, но АвтоВАЗ обязался вложить еще столько же из собственных средств. На работу отводилось два года — и вот ее результат.

Инженеры АвтоВАЗа выбрали нетривиальную схему силового агрегата: компактный электромотор мощностью 11 кВт вращает первичный вал роботизированной коробки передач, заняв место шестерен пятой передачи. Так проще и дешевле, чем в более распространенной схеме, когда электромотор находится между двигателем внутреннего сгорания и коробкой передач, поскольку нет нужды менять картер коробки.

Передач для движения вперед осталось, таким образом, только четыре, причем с теми же передаточными числами, что и на исходной коробке. Потерю же пятой передачи не сочли большой проб­лемой, так как на прописанную в техзадании максимальную скорость в 160 км/ч Лада выходит и на четвертой передаче.

Кроме того, по техзаданию требовалось, чтобы гибридомобиль мог заряжаться от обычной бытовой электросети и двигаться как в чисто электрическом, ­так и в комбинированном режимах.

Партнерами вазовцев по электрической части стал и бывший конкурент в борьбе за тендер — Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), а также британская инжиниринговая компания Ricardo. НАМИ подготовил для гибридной Лады электромотор и батарею из зарубежных литий-ионных элементов на 5кВт·ч, которая установлена сзади в багажнике вместе с блоком управляющей электроники.

Гранта-гибрид может начинать движение исключительно на электротяге (в этом случае ДВС заглушен, а сцепление в трансмиссии разомкнуто). По мере набора скорости «робот» способен переключать передачи, причем синхронизировать вращение шестерен предполагается с помощью точного управления отдачей электромотора, который в этом режиме и вращает первичный вал коробки.

С запуском бензинового двигателя Гранта переходит в гибридный режим, в котором передачи «робота» переключаются как обычно, а электромотор либо помогает вращать первичный вал коробки, либо, наоборот, переходит в режим генератора, заряжая батарею.

О запасе «электромобильного» хода вазовцы говорят неохотно: он, мол, сопоставим со среднестатистическим ежедневным пробегом автомобиля в России, который рассчитывается исходя из среднего годового пробега в 15 тысяч км, то есть составляет около 40 км. В реальности же дальность электрохода скорее всего заметно скромнее.

Про экономичность тоже рассказывают «укрупненно»: расход топлива в среднем на 21% меньше, чем у Гранты с обычным мотором 1.6. Понятно, что речь идет о замерах по «щадящему» циклу NEDC (АР №11, 2012), но и это неплохо, если не забывать, что под капотом у гибридомобиля — новая «турбочетверка» 1.4 мощностью 163 л.с. (240 Нм). Это 16-клапанный мотор, разработанный на основе двигателя того же объема ВАЗ-11194, известного по Калине первого поколения.

Таким образом, пиковая совокупная мощность всей установки — 178 л.с. Но зачем столько скромной Гранте?

Просто наличие двигателя с турбонаддувом — это еще одно требование техзадания к госконтракту. А по удивительному совпадению ­АвтоВАЗ уже давно готовит новое семейство наддувных моторов. Договоренность об их совместной разработке была достигнута с фирмой Ricardo еще в 2009 году, но благодаря финансовым вливаниям по госконтракту с Минпромторгом дело явно пошло быстрее.

Теперь турбомоторы почти готовы — и вазовские двигателисты рассчитывают на их применение в Вес­те и в автомобилях грядущего семейства С-класса.

Но в качестве базового ДВС для гиб­ридной Гранты предусмотрен уже упомянутый атмосферник ВАЗ-11194, а есть еще и мотор 1.6 (ВАЗ-21127), адаптированный для работы на сжатом метане.

Разумеется, никто не рассчитывает, что на гибридные Гранты будет сколь-нибудь значительный рыночный спрос, особенно когда продажи машин удается оживить только крупными скидками. Гиб­ридные Гранты — это агрегатоносители для обкатки отдельных узлов, и в первую очередь это относится к моторам нового семейства, из которых, например, газовый вариант может пойти в производство уже через полгода. Что касается гибридной трансмиссии, то она, в лучшем случае, найдет серийное применение через несколько лет, причем на более дорогих Ладах, — даже не столько на Вестах, сколько на Ладах С-класса. Но едва ли и в этом случае появится заметный спрос, если, конечно, к тому времени радикально не изменится отношение государства к «экологическим» транспортным средствам.